ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТОЛОГИЯ:

ЖУРНАЛ МЕТАДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

THE POLITICAL CONCEPTOLOGY: JOURNAL OF METADISCIPLINARY RESEARCH

Центр политической концептологии ИФиСПН ЮФУ



Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-82437 от 8 декабря 2021 г. / ISSN 2949-0707


Информационная продукция, размещаемая на сайте, не имеет возрастных ограничений


 



 
 
 


 

 

ВОКРУГ ЖУРНАЛА


 

На этой странице публикуются материалы, имеющие отношение к журналу «Политическая концептология»: отзывы читателей, видео- и аудиоматериалы семинаров и обсуждений проблем, поставленных в журнале и т.д.



Перерегистрация журнала «Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований»

 

Уважаемые читатели! Рады сообщить о возобновлении работы журнала в связи с перерегистрацией!
Очередной номер после четырёхлетнего перерыва выйдет в апреле 2022 года..


Грант РФФИ на тему «Когнитивно-идеологические матрицы восприятия студентами Юга России современных социально-политических кризисов»

 

В 2018 г. научный коллектив под руководством д.полит.н. С.П. Поцелуева продолжил исследование студенческого сознания, начатое в 2014 г. при поддержке РГНФ (грант № 14-03-00302а, тема: «Праворадикальные идеологемы в сознании студенческой молодёжи Ростовской области»). Нынешний этап исследования поддержан Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках проекта № 18-011-00906 (рук. М.С. Константинов) на тему «Когнитивно-идеологические матрицы восприятия студентами Юга России современных социально-политических кризисов». В состав коллектива традиционно вошли следующие учёные: д.полит.н., доц. С.П. Поцелуев, д.социол.н., проф. П.Н. Лукичёв, к.полит.н. М.С. Константинов, к.социол.н. Л.Б. Внукова, к.полит.н. Т.А. Подшибякина, а также студенты А.А. Мосоровчук, И.Г. Семенцова и А.В. Шведова. В 2018 г. был завершён первый этап выполнения проекта. Ниже опубликована краткая аннотация результатов. Подробнее см. на странице проекта.

 

* * *

Одна из основных проблем изучения политических идеологий — подвижность, многозначность и «неуловимость» средствами традиционного социологического инструментария всех когнитивных нюансов интерпретации общественным сознанием базовых и смежных идеологических концептов, значения которых существенно варьируются в зависимости от их периферийного окружения. В частности, проведённое авторами проекта в 2014–2016 гг. конкретное социологическое исследование, посвящённое анализу праворадикальных идеологем в сознании студенческой молодёжи Ростовской области, выявило ряд важных тенденций:

- студенческое сознание в идеологическом плане выглядит гетерогенным и разорванным, поскольку включает противоречащие друг другу элементы, которые в деактивированном состоянии никак себя не проявляют;

- кажущаяся противоречивость студенческого сознания порождается разницей в трактовках базовых и смежных понятий популярных идеологий, молодёжное понимание которых складывается под влиянием актуальных периферийных концептов, распространяемых адептами экстремистских идеологий по сетевому принципу (прежде всего, с использованием сети Интернет);

- существующие социологические средства мониторинга протестных настроений молодёжи недостаточны, поскольку, во-первых, не исследуют когнитивные аспекты трактовки самими молодыми людьми ядерных («свобода», «равенство», «нация» и др.), смежных («права человека», «социальное благосостояние» и др.) и периферийных («свободный рынок», «мигранты», расизм, антисемитизм и др.) концептов, опосредующих идеологическую идентификацию студентов. В результате этого потенциально опасные, но выраженные в «респектабельной» вербальной форме концепты ускользают от внимания исследователей, навязывающих респонденту собственную интерпретацию;

- в ситуации стабильности все перечисленные проблемы мониторинга молодёжного сознания не имеют существенного значения, поскольку социально опасные концепты деактивированы, находятся в «дремлющем» состоянии, но в кризисных лиминальных ситуациях («пороговых ситуациях выбора») могут выступать в роли побудителей к реальным действиям, включая экстремистские.

При этом упомянутое исследование выявило не столько расплывчатость и неопределённость идеологических концептов в студенческом сознании, сколько несоответствие их толкований самими респондентами общепринятым представлениям о структуре конкретных идеологий. Так, один и тот же респондент может позиционировать себя в качестве либерала и положительно оценивать либеральные ценности прав и свобод человека, легко сочетая эти представления с позитивным отношением к лозунгам «Хватит кормить Кавказ!» и «Россия только для русских!». Обычно подобные несоответствия воспринимаются исследователями как свидетельство мозаичности и гетерогенности сознания респондента. Но выявленная в процессе социологического исследования воспроизводимость связей между столь противоречивыми концептами позволяет предположить существование неких устойчивых матриц, задающих диапазоны значений в интерпретации идеологических концептов. Эти матрицы авторами проекта были названы «когнитивно-идеологическими», поскольку в них сочетаются две ключевых функции: - содержащаяся в них концептуальная структура задает способы интерпретации субъектом получаемой информации и тем самым делает осмысленной для него социальную ситуацию; - эта информация всегда подлежит оцениванию с точки зрения содержащихся в идеологических концептах ценностей. Исследование указанных матриц стало целью нынешнего проекта. В числе первых его результатов следует отметить следующие.

 

Результаты первого этапа реализации проекта (2018 г.)

Прежде всего, было уточнено и дополнено приведенное выше понятие матрицы. В серии свободных групповых интервью со студентами Ростовской области авторы проекта выявили вариативность и подвижность концептов матрицы: студенческие представления об одной и той же проблеме допускают множество «пограничных состояний» и «полутонов», они достаточно пластичны и легко адаптируются к заданному извне концептуальному контексту. Второй момент – это функциональная амбивалентность идеологических концептов («свобода», «равенство», «братство», «собственность», «богатые/бедные» и т. д.), которые в различных социальных ситуациях могут активировать или деактивировать определяемые ими аттитюды студенческого сознания. Соответственно, наиболее важным авторам проекта представляется изучение способности когнитивно-идеологической матрицы деактивировать (до возникновения лиминальной ситуации) хранящиеся в ней идеологические концепты, поскольку именно они обычно скрыты от взгляда социолога. Особенно показательны в этом плане идентичные по идейно-ценностной структуре праворадикальные лозунги, которые (де-)активируются в зависимости от социальной ситуации. Например, «Хватит кормить Кавказ!» и «Хватит кормить Донбасс!» интерпретируются респондентами прямо противоположным способом – в первом случае «кавказцы» трактуются как «бездельники, не желающие работать», во втором случае вина возлагается на «украинских фашистов, устроивших геноцид на Донбассе». Но самым показательным является тот факт, что большинство респондентов чаще всего отказывается обсуждать первый лозунг, видимо, опасаясь осуждения своих взглядов, зато с удовольствием говорят на вторую тему. Подобным образом обстоит дело и с другими идеологическими концептами. Например, повышение пенсионного возраста в западных странах интерпретируется как свидетельство кризиса, а обсуждение этой же проблемы в отношении России вообще блокируется, проецируясь на родителей: респонденты утверждают, что указанная проблема их если и волнует, то только в том отношении, что их родители несколько позже выйдут на пенсию, «а нам до пенсии еще слишком далеко».

Кроме того, анализ полученного эмпирического материала позволил выявить такой элемент когнитивно-идеологических матриц, как «мигрирующие концепты». Последние дают возможность не только объяснить феномен «гибридизации» идеологий и нарастающей «мозаичности» общественного сознания, но, что более важно, на примере таких концептов, как «русский мир», «нация», «империя» и т. п. продемонстрировать структурные связи этого сознания. Речь идет о связях, активируемых/деактивируемых с помощью мигрирующих между идеологиями концептов, которые сами получают различные интерпретации в зависимости от той концептуально-идеологической среды, в которой были определены их значения.

На этой теоретико-методологической базе авторами проекта была разработана программа запланированного на 2019 г. социологического опроса студентов трёх регионов Юга России (Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев) с целью дальнейшей разработки концепции когнитивно-идеологических матриц.

 

Результаты второго этапа реализации проекта (2019 г.)

На втором этапе работы над проектом (в 2019 г.) была создана и доработана система основных понятий и категорий, введены некоторые дополнительные понятия, такие как «дорефлексивный и рефлексивный слой матрицы», «нулевой уровень идеологии», «мерцающие концепты» и др. В уточнённом виде под когнитивно-идеологической матрицей понимается «нулевой уровень» идеологии, на котором возникает идеологическая «протоплазма» посредством формирования предрасположенности индивида к той или иной, а чаще сразу к нескольким идеологиям. Данное понятие описывает дорефлексивную (и потому политически нейтральную) среду, в которой из элементов седиментированного социального опыта индивида формируются протоэлементы политических идеологий. Ключевым отличием матрицы от сформировавшейся идеологии является толерантность к противоречию, поскольку элементы матрицы не подлежат рефлексии, а потому между ними элементами в принципе не может возникать когнитивного диссонанса. В матрице соединяются два уровня, или слоя индивидуального сознания. В нижнем слое находятся неупорядоченные результаты «мозаичной» социализации индивида (седиментированный, но не отрефлексированный социальный опыт), а в верхнем слое – усвоенные индивидом в процессе обучения фрагменты различных идеологических систем, используемых в качестве объяснительных моделей для проблематизированной социальной реальности. Толерантность к противоречию делает матрицу потенциально открытой к кристаллизации любых протоидеологических элементов, и одновременно она может выступать в качестве инертной среды, предотвращающей конфликтное взаимодействие логически противоречащих другу концептов, и скрывая те из них, которые потенциально могут вызывать когнитивный или социальный дискомфорт. Эти «мерцающие» концепты могут периодически актуализироваться, отвечая на вызовы лиминальных ситуаций, но в обычном состоянии они деактивированы и практически никак себя не проявляют.

И поэтому при разработке средств запланированного в рамках проекта исследования этих концептов учитывался как их «мерцающий» характер, так и степень развитости и связности декларируемых индивидом идеологических установок, конфликтующих с «мерцающими» концептами. В соответствии с планом работы на 2019 г., была проведена серия свободных групповых интервью, а также анкетированный опрос студентов десяти высших учебных заведений: Астрахани, Краснодара, Нальчика, Новочеркасска, Пятигорска, Ростова-на-Дону, Ставрополя. Опрос проводился с конца сентября по конец ноября 2019 г. Выборка включила 2551 респондента. В результате был получен эмпирический материал, позволивший уточнить концепцию когнитивно-идеологических матриц и провести первичный анализ конфликтных взаимодействий элементов этих матриц.

Запланированные в рамках проекта на 2019 г. задачи решены полностью.

 

Результаты третьего (завершающего) этапа реализации проекта (2020 г.)

В результате реализации проекта была разработана оригинальная концепция когнитивно-идеологических матриц, под которыми понимается «нулевой уровень» идеологии, на котором возникает идеологическая «протоплазма» посредством формирования предрасположенности индивида к той или иной, а чаще сразу к нескольким идеологиям. Данное понятие описывает дорефлексивную (и потому политически нейтральную) среду, в которой из элементов седиментированного социального опыта индивида формируются протоэлементы политических идеологий. Ключевым отличием матрицы от сформировавшейся идеологии является толерантность к противоречию, поскольку элементы матрицы не подлежат рефлексии, а потому между ними в принципе не может возникать когнитивного диссонанса. В матрице соединяются два уровня, или слоя индивидуального сознания. В нижнем слое находятся неупорядоченные результаты «мозаичной» социализации индивида (седиментированный, но не отрефлексированный социальный опыт), а в верхнем слое – усвоенные индивидом в процессе обучения фрагменты различных идеологических систем, используемых в качестве объяснительных моделей для проблематизированной социальной реальности. Толерантность к противоречию делает матрицу потенциально открытой к кристаллизации любых протоидеологических элементов, и одновременно она может выступать в качестве инертной среды, предотвращающей конфликтное взаимодействие логически противоречащих другу концептов, и скрывая те из них, которые потенциально могут вызывать когнитивный или социальный дискомфорт. Эти «мерцающие» концепты могут периодически актуализироваться, отвечая на вызовы лиминальных ситуаций, но в обычном состоянии они деактивированы и практически никак себя не проявляют. Теоретико-методологический аппарат концепции когнитивно-идеологических матриц позволяет выявлять и исследовать этот протоидеологический уровень группового и индивидуального сознания.

Проведённое на этой методологической базе серийное социологическое исследование студенческого сознания в трёх регионах Юга России (Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краёв) позволило апробировать концепцию когнитивно-идеологических матриц и на основе полученного эмпирического материала разработать модель динамики «мигрирующих» периферийных идеологических концептов. За период реализации проекта были опубликованы, сданы в редакцию или приняты к печати 43 научных работ, из них 9 – в изданиях, включенных в перечень ВАК и 5 – в изданиях, включенных в международные системы цитирования Scopus/Web of Science. Тематика проекта нашла отражение в 37 научных мероприятиях, в которых приняли участие соисполнители проекта. Результаты проекта значимы для дальнейшей концептуализации актуальных проблем исследования политических идеологий, а также представляют практическую ценность для прогнозирования ценностной динамики группового и массового сознания.

Запланированные в рамках проекта задачи решены полностью.


Грант РФФИ на тему «Стратегии когнитивной политической цензуры как эффект "новых медиа": украинский кейс в сравнительной перспективе»

 

В 2019 г. научный коллектив под руководством д.полит.н. С.П. Поцелуева при поддержке РФФИ провёл исследование практик когнитивной политической цензуры (грант № 19-011-31284, тема: «Стратегии когнитивной политической цензуры как эффект "новых медиа": украинский кейс в сравнительной перспективе»). В состав коллектива традиционно вошли следующие учёные: д.полит.н., доц. С.П. Поцелуев, д.филос.н., проф. Е.А. Агапова, к.полит.н. Т.А. Подшибякина, к.полит.н. М.С. Константинов, к.социол.н. Л.Б. Внукова, а также студенты А.В. Курбатов и Р.Ю. Маркин. Ниже опубликована аннотация проекта. Подробнее см. на странице проекта.

 

* * *

Идеологически непредвзятое понимание политической цензуры не связывает данный феномен исключительно с реалиями авторитарных и тоталитарных режимов, но рассматривает в качестве одного из важных факторов, обеспечивающих стабильность любой политической системы. Разумеется, такой подход не отрицает существенность различий между политической цензурой в разных по типу политических режимах. Однако форма политической цензуры не в меньшей мере зависит от прогресса медиа. И здесь обнаруживается, что цензура, отвечающая реалиям «галактики Гутенберга», сегодня, в эпоху социальных сетей, отходит на второй план, а более эффективной становится новая форма цензуры, осмысление которой только начинается в политической науке. В традиционной политической цензуре блокировались определенные тексты и через них – нежелательные для публичного распространения идеи, переходящие в политически опасные действия. Но в эпоху Интернета мы имеем ускоряющийся рост объема информации, который трудно контролировать традиционными способами, но в котором, с другой стороны, обычному человеку крайне сложно ориентироваться. В силу избыточности информации весьма проблематичной становится её верификация, которая позволяла бы отличить обоснованное мнение от гипотетического суждения, нечаянную ложь – от целенаправленной дезинформации. На этом когнитивно уязвимом моменте интернет-коммуникации и основана новейшая форма политической цензуры.

Когда в «новых медиа» исчезают авторитетные информационные источники (каналы), тогда доступ к определенным идеям можно закрывать, создавая все больший избыток размытой правды и лжи, наводняя медиапространство валом анонимных «фейков», целенаправленно сбивая аудиторию с толка и отвлекая ее от подлежащего цензуре политического контента. Таким образом, в новейшей политической цензуре блокировка доступа к нежелательной информации (идеям) осуществляется через блокировку не текстов, а когнитивных способностей, позволяющих эти тексты воспринимать и осмысливать: внимания, памяти, суждения. Когнитивная политическая цензура есть явление, свойственное эпохе новых медиа и в целом отвечающее специфике информационного общества. Каковы принципы и условия ее эффективности? Данное исследование было нацелено на осмысление данного вопроса. Основной целью исследования стала разработка и апробация объяснительной модели стратегий когнитивной политической цензуры на примере президентских выборов 2019-го года на Украине.

 

* * *

Используя результаты мониторинга медийного пространства посредством российских баз «Медиалогии» и «YouScan», а также дискурс-анализа ключевых публикаций по теме, авторы исследования идентифицировали, как минимум, три взаимосвязанных стратегии когнитивной политической цензуры, активно применявшиеся в медиа-пространстве прошедших президентских выборов на Украине: отвлечение внимания посредством «вброса» сенсационных сообщений; фальсификацию посредством потока жанрово структурированной дезинформации; абсурдизацию конкретной информации посредством массового распространения контрарных по смыслу сообщений. Реализация этих стратегий когнитивной политической цензуры усиливалась традиционными видами политической цензуры: административно-государственной («прямой»), финансово-экономической («косвенной»), дискурсивной («символической). Сравнение украинского кейса с разнообразным опытом когнитивной цензуры, реализуемой государственными органами в КНР и Турции, показывает релевантность упомянутых стратегий вне зависимости от сферы применения (протест или избирательная кампания), субъекта цензурной практики (правительство или негосударственные игроки) или политического режима (авторитарная либо демократическая система власти).

В концептульной своей части данное исследование значимо для развития особого направления исследований, посвященных цензурным практикам в политике и культуре. Сверх того, оно вносит определенный вклад в изучение политической коммуникации, революционизированной новыми медиа. Эмпирический материал статьи может быть использован для дальнейшего исследования авторской концепции когнитивной политической цензуры. Но он также представляет интерес и для анализа актуальных политических процессов на Украине.

Рекомендации: Концепт когнитивной политической цензуры открывает широкое поле дальнейших исследований. Прежде всего, сам концепт необходимо уточнить в отношении прочих видов политической цензуры, для чего потребуется не только аналитическая работа с концептами, но также сравнение и систематизация эмпирического материала по другим кейсам. Дальнейшие исследования могли бы, к примеру, показать, каким образом можно осуществлять когнитивное цензурирование политически нежелательной информации посредством разного рода амнезийных эффектов, производимых информационным потопом в новых медиа. Не менее интересным представляется исследование практик сопротивления новейшим (когнитивным) формам политической цензуры.


Новые публикации в библиотеке сайта «Виртуальный теоретический семинар»

 

В библиотеке сайта «Виртуальный теоретический семинар» опубликована полнотекстовая версия монографии В.П. Макаренко «Насилие и политическая бюрократия». Скачать для ознакомления можно по ссылке:

«Насилие и политическая бюрократия» (2,4 Мб) Скачать полнотекстовую электронную версию монографии «Насилие и политическая бюрократия» в формате .pdf

Новые публикации в библиотеке сайта «Виртуальный теоретический семинар»

 

В библиотеке сайта «Виртуальный теоретический семинар» опубликована полнотекстовая версия монографии И.М. Клямкина «Какая дорога ведет к праву?». Скачать для ознакомления можно по ссылке:

«Какая дорога ведет к праву?» (4,8 Мб) Скачать полнотекстовую электронную версию монографии «Какая дорога ведет к праву?» в формате .pdf

Новый журнал «Философия. Журнал Высшей школы экономики»

 

Рады сообщить читателям журнала «Политическая концептология» о появлении в российском научном пространстве нового журнала «Философия. Журнал Высшей школы экономики», который издаётся школой философии факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Журнал предназначен не только специалистам, но всем читателям, интересующимся широким спектром философских проблем, и ставит своей целью войти в ряд философских периодических изданий международного уровня. Скачать первый номер журнала для ознакомления можно по ссылке:

«Философия. Журнал Высшей школы экономики» (1,0 Мб) Скачать полнотекстовую электронную версию журнала «Философия. Журнал Высшей школы экономики» в формате .pdf

Новые публикации в библиотеке сайта «Виртуальный теоретический семинар»

 

В библиотеке сайта «Виртуальный теоретический семинар» опубликован 4й выпуск трудов совместной лаборатории теоретического россиеведения на базе Центра политической концептологии ЮФУ и ИНИОН РАН — полнотекстовая версия монографии «Россия — Украина: пересмотр или воспроизводство политических парадигм?». Скачать для ознакомления можно по ссылке:

«Россия — Украина: пересмотр или воспроизводство политических парадигм?» (4,8 Мб) Скачать полнотекстовую электронную версию монографии «Россия — Украина: пересмотр или воспроизводство политических парадигм?» в формате .pdf

Грант РГНФ на тему «Праворадикальные идеологемы в сознании студенческой молодёжи Ростовской области»

 

В 2014 г. исследовательский коллектив под руководством д.полит.н. С.П. Поцелуева выиграл грант РГНФ № 14-03-00302а на тему «Праворадикальные идеологемы в сознании студенческой молодёжи Ростовской области». В состав коллектива, кроме руководителя проекта, вошли следующие учёные: д.социол.н., проф. П.Н. Лукичёв, к.полит.н. М.С. Константинов, к.социол.н. Л.Б. Внукова, к.социол.н. Д.Д. Челпанова, преп. А.В. Тупаев и аспиранты Е.К. Макарова (Придыбайло), Е.В. Горин и Н.В. Николаев. В 2015 г. был завершён второй этап выполнения проекта. С результатами можно ознакомиться в 4-м номере журнала «Политическая концептология» за 2015 г. в разделе «Идеология, политика, политическая идеология». Ниже опубликована аннотация результатов второго этапа реализации проекта.

 

* * *

В 2015 г. была разработана анкета для проведения социологического опроса на тему «Украинский кризис глазами студенческой молодежи». В рамках методологии научного проекта одним из ключевых является вопрос об уровнях и формах идентификации молодежного сознания с идеологемами как таковыми. Мы исходим из гипотезы, что в случае праворадикальных идеологем (впрочем, не только праворадикальных) важно различать, с одной стороны, уровни идентификации с идеологемой (экцессивный, интерпелляционный, вероисповедальный), а с другой - такие ее формы, как воображаемую и символическую идентификации.

Эксцессивная идентификация потому так и называется, что она обнаруживается через идеологические эксцессы. Уровень предрасположенности к праворадикальной идеологии здесь представлен в виде мимолетного настроения, нарративной обыденной фантазии. Индивид может ощущать мимолетную предрасположенность (симпатию) к праворадикальной риторике либо эстетике, но не согласился бы с квалификацией его как «фашиста» или «правого радикала. Наличие такой идентификации выявляется, как правило, через провокационные вопросы в интервью.

В отличие от идеологических эксцессов, интерпелляция сознания человека какой-либо идеологемой означает, что он сам на нее «откликается», то есть, отождествляет себя с ней. Соответственно, интерпелляционной идентификацией мы называем в нашем проекте практику открытой, сознательной идентификации человека с какой-либо идеей (именем, личностью и т.д.) из праворадикальной субкультуры. В случае же эксцессивной идентификации человек хотя и реагирует на идеологему, но ему самому не вполне понятно, почему. На этом уровне еще невозможно четко определить, какой вектор имеет эта идентификация: позитивный либо негативный (симпатия либо антипатия). Не следует забывать, что выражение антипатии к лицу или явлению есть тоже форма идентификации с ним, пусть и негативная.

Но интерпелляция праворадикальными идеологемами не всегда говорит о наличии настоящих праворадикальных убеждений. На этом уровне человек может просто «играть в фашиста», играть на публику, руководствуясь и неполитическими мотивами. Напротив, вероисповедальная идентификация - это уже идентификация в форме зрелого убеждения, кредо. Человек сознательно, со знанием дела относится к праворадикальной идеологии как системе ценностных концептов, причем его слова подтверждаются его делами.

В анкете вероисповедальные идентификации маркируются такими словами, как: постоянно; часто; целиком; полностью; всецело; однозначно; совершенно; готов и т.д. Напротив, индексами эксцессивных или интерпелляционных идентификаций выступают термины (выражения) вроде время от времени; скорее; по большей части; иногда; не скажу точно; возможно; но; однако; хотя; не исключено, что; что-то в этом есть и т.п.

Вероисповедальные праворадикальные идентификации обнаруживаются, прежде всего, в симпатиях к политикам и политическим организациям праворадикального толка.

Социологический опрос проводился с конца апреля по начало июня 2015 года в вузах Ростова-на-Дону: Южном федеральном университете, Ростовском государственном университете путей сообщения, Южно-Российском институте-филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Донском государственном аграрном университете, Донском государственном техническом университете. Всего было опрошено 718 человек (350 юношей, 368 девушек). В анкете был 41 вопрос, включая 8 паспортных. Структура выборки состояла из деления респондентов на 2 группы: студентов 1 курса и 3-5 (в основном был опрошен 4 курс), чтобы сравнить данные по первому и старшим курсам, также учитывалось направление обучения: гуманитарное, естественнонаучное, инженерно-техническое и сельскохозяйственное. Все полученные ответы были введены в SPSS, был проведен статистический анализ полученных результатов.

Для студенческой молодежи Ростова-на-Дону присуще национальные взгляды в позитивном (поддержка, самоидентификация) и в меньшей степени националистические (идентификация «свой-чужой») как готовность действовать вне рамок закона против другой национальности. Можно утверждать, что почти треть респондентов обнаруживает потенциальную восприимчивость к праворадикальным идеологемам, не идентифицируя себя открыто как правых радикалов (фашистов, национал-социалистов и т.п.). Эту группу можно _азвать когнитивным резервом, который при определенных обстоятельствах может занять активную позицию и быть движущей силой социально-политических потрясений.


Новые публикации в библиотеке сайта «Виртуальный теоретический семинар»

 

В библиотеке сайта «Виртуальный теоретический семинар» опубликована полнотекстовая версия монографии Б.А. Камкия «Политический контекст и проблема бюрократии: концептологический анализ». Скачать для ознакомления можно по ссылке:

Камкия Б.А. «Политический контекст и проблема бюрократии: концептологический анализ» (1,28 Мб) Скачать полнотекстовую электронную версию монографии «Политический контекст и проблема бюрократии: концептологический анализ» в формате .pdf

 

В библиотеке сайта «Виртуальный теоретический семинар» опубликована полнотекстовая версия коллективной монографии под ред. В.П. Макаренко «Интеллектуальная тревога: проблема лжи и цинизма в политике». Скачать для ознакомления можно по ссылке:

Макаренко В.П. (ред.) «Интеллектуальная тревога: проблема лжи и цинизма в политике» (34,8 Мб) Скачать полнотекстовую электронную версию коллективной монографии «Интеллектуальная тревога: проблема лжи и цинизма в политике» в формате .pdf

 

В библиотеке сайта «Виртуальный теоретический семинар» опубликованы полнотекстовые версии трёх монографий: коллективной монографии под ред. В.П. Макаренко «Интеллектуальный Ростов: книга дискуссий», монографии В.П. Макаренко «Русская власть и бюрократическое государство, часть 1» и коллективной монографии под ред. В.П. Макаренко «Русская власть и бюрократическое государство, часть 2». Скачать для ознакомления можно по ссылкам ниже:

Макаренко В.П. (ред.) «Интеллектуальный Ростов: книга дискуссий» (3,1 Мб) Скачать полнотекстовую электронную версию коллективной монографии «Интеллектуальный Ростов: книга дискуссий» в формате .pdf

Макаренко В.П. «Русская власть и бюрократическое государство, часть 1» (3,7 Мб) Скачать полнотекстовую электронную версию монографии В.П. Макаренко «Русская власть и бюрократическое государство, часть 1» в формате .pdf

Макаренко В.П. (ред.) «Русская власть и бюрократическое государство, часть 2» (2,2 Мб) Скачать полнотекстовую электронную версию коллективной монографии «Русская власть и бюрократическое государство, часть 2» в формате .pdf


Рецензия на книгу В.П. Макаренко «Русская власть и бюрократическое государство»

 

В третьем номере за 2015 г. журнала «Полис» опубликована рецензия Л.Н. Тимофеевой на книгу В.П. Макаренко «Русская власть и бюрократическое государство». Ознакомиться с рецензией можно по ссылке:

Тимофеева Л.Н. «Русская власть и бюрократическое государство по В.П. Макаренко» Читать рецензию Л.Н. Тимофеевой «Русская власть и бюрократическое государство по В.П. Макаренко»


Грант РГНФ на тему «Праворадикальные идеологемы в сознании студенческой молодёжи Ростовской области»

 

В 2014 г. исследовательский коллектив под руководством д.полит.н. С.П. Поцелуева выиграл грант РГНФ № 14-03-00302а на тему «Праворадикальные идеологемы в сознании студенческой молодёжи Ростовской области». В состав коллектива, кроме руководителя проекта, вошли следующие учёные: д.социол.н., проф. П.Н. Лукичёв, к.полит.н. М.С. Константинов, к.социол.н. Л.Б. Внукова, к.социол.н. Д.Д. Челпанова, преп. А.В. Тупаев и аспиранты Е.К. Макарова (Придыбайло), Е.В. Горин и Н.В. Николаев. В 2014 г. был завершён первый этап выполнения проекта. С результатами можно ознакомиться в 3-м номере журнала «Политическая концептология» за 2014 г.. Ниже опубликована аннотация проблематики и первых результатов проекта.

 

* * *

Одной из серьезных проблем политического процесса в постсоветской России является рост праворадикальных настроений среди молодежи. Проект направлен на изучение скрытого потенциала праворадикальных идей в сознании российского студенчества. Идентификация праворадикальных идей часто производится поверхностно: к примеру, по символам (институциональным признакам) соответствующих праворадикальных групп и движений. Напротив, авторы проекта, отталкиваясь от бахтинского концепта «зыбких идеологем», а также опыта осмысления концептуальной подвижности ключевых элементов идеологии (Ж. Лакан, Ф. Джеймисон, Э. Лаклау, Ш. Муфф, С. Жижек и др.), ставят своей целью исследовать микроуровень «слабых идеологических взаимодействий», имеющих, однако, существенные последствия для политического поведения молодых людей, которые не считают себя сторонниками праворадикальной идеологии, но потенциально выступают ее когнитивным резервом. Более конкретно, планируется исследование праворадикальных идеологем в сознании студенческой молодежи Ростовской области как одного из ключевых регионов в аспекте праворадикальных угроз.

Для реализации этой цели авторы проекта, отправляясь от имеющегося в политологии (и смежных с нею дисциплинах) опыта политического дискурс-анализа, ставят своей задачей разработку теории праворадикальных идеологем, и на ее основе - теоретического конструкта для идентификации, в рамках запланированного социологического исследования, праворадикальных идеологем в сознании студенческой молодежи Ростовской области. Хотя по своему основному предмету предлагаемый научный проект относится к политическим наукам, точнее, к исследованию политических процессов, он обнаруживает в своей методологии много пересечений со смежными гуманитарными (социальными) дисциплинами: лингвистикой, психологией, философией, культурологией, социологией.

Современное состояние исследований по данной проблеме, основные направления исследований в мировой науке. Отправной точкой предлагаемого исследования политических идеологем служит понятие идеологемы (в том числе политической идеологемы наряду с этическими, философскими, художественными и т.д.), введенное М. Бахтиным и развитое впоследствии, в частности, в работах Ю. Кристевой и Ф. Джеймисона. Особенный интерес для нас представляет бахтинское понятие «смутной» (или «зыбкой») идеологемы. В современной лингвистике и лингвокультурологии представлены различные варианты исследования политических идеологем в смысле Бахтина (Е.Малышева, Г.Гусейнов, Г. Токарев), которые представляют интерес и для политологов. Однако филологами не всегда проводится принципиальное различие между идеологемой как когнитивной единицей и языковыми средствами её выражения.

Гораздо ближе к решению проблемы подошли исследователи идеологии. Так, предложенная М. Фриденом теория «морфологии идеологий» исходит из того, что в идеологиях комбинируются несколько центральных и периферийных концептов, которые конкретизируют свои значения в контексте идеологии. Развивая эту идею, Р. Гриффин выделил в перманентном ядре фашистской идеологии концепты возрождения политической культуры и национального сообщества в постлиберальную эпоху, что позволило идентифицировать фашизм как форму ультранационализма, основанную на культурном палингенезе. Проблема концептуальной подвижности ключевых элементов идеологии находит своё своеобразное решение в традиции, заложенной Ж. Лаканом и развиваемой (с опорой на бахтинский концепт "идеологемы") многими современными учеными.

В этой связи авторы проекта придает большое значение понятию идеологемы, развитому Ф. Джеймисоном, а также теории «плавающих означающих», предложенной Ж. Лаканом, а затем развитой Э. Лаклау, Ш. Муфф, С. Жижеком и др. Описание этого понятия, в частности, у С. Жижек, весьма напоминает сочетание центральных и периферийных концептов в упомянутой теории М. Фридена, позволяя исследовать морфологию идеологических систем посредством изучения базовых идеологем. Анализу именно праворадикальных идеологем посвящена обширная зарубежная литература; аналогичный опыт имеется у отечественных политических лингвистов и политологов (В.Л.Цымбурский, Д.М. Фельдман, В.А. Шнирельман).

В последние годы в работах российских ученых высказывалось ряд интересных идей в аспекте нашей темы: роль «когнитивных стилей» в понимании политической идеологии (В.В. Блинов), понятие «непредставленной идеологии» (М.А. Фадеичева) и др. Понятие правого радикализма развито в многочисленных работах, посвященных классическим или модифицированным (гибридным) формам идеологии национализма, расизма, фашизма, нацизма, религиозного фундаментализма. К этой теме обращались представители разных научных дисциплин: историки (О. Будницкий, С. Степанов), психологи (Д.В. Ольшанский), политологи (О.И. Аршба, Д.Е. Бученков, А. Верховский, А.А. Галкин, А.С. Грачев, Г.Г. Дилигенский, Л.М. Дробижева, А.Ю. Зудин, В.И. Красиков, В. С. Малахов, Э.А. Паин, В. Прибыловский, С.Н. Фридинский и др.).

Среди зарубежных авторов стоит упомянуть таких, как В. Випперман, Д. Гольдхаген, Р. Гриффин, У. Лакер, М. Лангебах, К, Ленк, П. Милза, Й. Реннер, X. Тиммерман, А. Умланд, Р. Фромм, Э. Фромм, А. Шпайт. Но при всем обилии публикаций на праворадикальную тематику, концепт правого радикализма во многом остается расплывчатым. Для выработки надежного понятия правого радикализма будет полезным, в частности, учесть дискуссию вокруг современной идеологии расизма (Э. Стил,Э. Балибар, И. Валлерстайн, В.А. Шнирельман).

Далее, необходимо конкретизировать феномен правого радикализма с учетом специфики молодежного сознания. Праворадикальные настроения в молодежной среде часто рассматриваются исследователями в контексте проблем национализма, экстремизма и терроризма: историками (О. Будницкий, С. Степанов), психологами (Д.В. Ольшанский), но прежде всего - политологами (Л.М. Дробижева, Э.А. Паин, И.П. Добаев, В.И. Красиков, В.А. Шнирельман, С.Н. Фридинский, В.С. Малахов, В.Л. Шарова). В работах таких авторов, как Н.Б. Бааль, Д.И. Аминов, Р.Э. Оганян, С.Н. Чирун, Е.О. Кубякин и др. нашла адекватное отражение проблематика молодежного экстремизма в постсоветской России, в том числе на российском Юге (А.К. Дегтярев, И.П. Добаев, В.В. Черноус). Заслуживает внимания анализ праворадикального молодежного движения, представленный в работах И. Барыгина, Д. Зубова, А. Кузьмина, А. Тарасова, М. Соколова. Особое значение для предложенного проекта имеют работы ведущих российских социологов, посвященные российской молодежи в целом (М.К. Горшков, Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин, Н.А. Зоркая, Ф.Э. Шереги) и/или феномену молодежного экстремизма, в частности (Ю.А. Зубок, В.И. Чупров).


* * *

В 2014 году был реализован первый этап проекта. В течение этого периода была разработана методологическая база исследования. Был предложен общий теоретический конструкт для изучения современной праворадикальной идеологии. Авторы акцентировали когнитивно-психологический аспект идеологий, сконцентрировав свое внимание на «идеологемах» как способе бытования идеологических структур в сознании людей. Отталкиваясь от понятия идеологемы, представленной в лингвистике и политической философии (М. Бахтин, Ф. Джеймисон и др.), авторы проекта развили теорию политических идеологем вообще и праворадикальных идеологем, в частности. Они рассматривают идеологемы в двух ипостасях: как лингвоидеологемы и идеологемы-концепты. Если для анализа праворадикальных лингвоидеологем авторы проекта задействуют методы лингвокультурологии и когнитивной лингвистики, то для изучения идеологем-концептов они опираются на морфологический подход М. Фридена, а также на близкую ему теорию «группускулярной правой» Р. Гриффина.

В описании метода изучения идеологем на уровне отдельного сознания авторы проекта используют понятие «плавающих означающих» Ж. Лакана, акцентируя особую роль воображаемых и символических идентификаций. В этой связи авторы предлагают оригинальное понимание интерпелляции как феномена идеологического дискурса, а также вводят понятие идеологического эксцесса, релевантное для изучения праворадикальных идеологий.

В целях уточнения проблемы и объекта исследования была проведена серия свободных групповых интервью с представителями студенчества ростовских университетов (Южный федеральный университет, Ростовский государственный университет путей сообщения, Южно-Российский институт управления - филиал РАНХиГС ). Численность групп колебалась в пределах 9-24 человек. В преддверии групповых свободных интервью были продуманы (изложены в письменном виде) их общие коммуникативные стратегии и вопросники. По итогам интервью участниками проекта были представлены аналитические записки, включавшие опорные конспекты интервью. В аналитических записках нашли отражение: специфика группы респондентов; предустановки и особенности коммуникации; оценка респондентами источников информации о политически значимых событиях; политический словарь респондентов; типы ответов и эмоциональные реакции; символические и воображаемые идентификации; ключевые темы, отражающие отношение респондентов к праворадикальным идеологемам; рекомендации для составления программы индивидуальных опросов.

Рядом участников проекта (Поцелуевым С.П., Константиновым М.С., Лукичевым П.Н., Внуковой Л.Б., Челпановой Д.Д.) было опубликовано в общей сложности десять соответствующих теме проекта научных статей, а также тезисов к научным конференциям (регионального и всероссийского уровня). В частности, участники проекта опубликовали свои научные статьи в таких научных периодических изданиях, зарегистрированных в системе РИНЦ, как «Политическая концептология», «Политика и общество», «Гуманитарий Юга России» и др. Кроме того, участники проекта выступили с докладами (с последующей публикацией тезисов) по тематике проекта на следующих конференциях: XXV Адлерские чтения – международная научно-просветительская конференция «Проблемы национальной безопасности России: уроки истории и вызовы современности. К 100-летию начала Первой мировой войны и 75-летию начала Второй мировой войны» (г. Сочи, 23 - 27 мая 2014 г.); Всероссийская научная конференция «Модернизация полиэтничного макрорегиона и сопредельных государств: опыт, проблемы, сценарии развития» (Ростов-на-Дону, 18–19 сентября 2014 г.); XV Всероссийский семинар Исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии «Современная политическая реальность и государство: сложные методы исследований» (г. Анапа, 9 – 12 октября 2014 г.); Всероссийская научной конференция (с международным участием) «Российская политическая наука: истоки, традиции и перспективы» (г. Москва, 21–22 ноября 2014 г.). С использованием основных теоретических концептов, относящихся к теме исследования, результатов свободных интервью и других данных по теме исследования, относящихся к региону Ростовской области, разработан отвечающий научной проблеме теоретико-методологический конструкт для анализа радикальных идеологем в сознании студенческой молодежи. Сверх того, представлен предварительный набросок программы социологического исследования в рамках указанного проекта. В программе, в частности, формулируются объект, предмет, цель, задачи и гипотезы исследования, операционализируются его основные понятия, указывается формирование и структура выборки, а также этапы исследования и его ожидаемые результаты. Реализация программы социологического опроса (с первичным анализом результатов) запланирована на период 2015 г.


Статья В.П. Макаренко «"Решённые вопросы": повесть "Экзамен не состоялся" М.К. Петрова»

 

В первом номере за 2014 г. журнала «Вопросы философии» опубликована статья В.П. Макаренко «"Решённые вопросы": повесть "Экзамен не состоялся" М.К. Петрова». Ознакомиться со статьёй можно по ссылке:

Макаренко В.П. «"Решённые вопросы": повесть "Экзамен не состоялся" М.К. Петрова» Читать статью В.П. Макаренко «


Новые публикации в библиотеке сайта «Виртуальный теоретический семинар»

 

В библиотеке сайта «Виртуальный теоретический семинар» опубликованы полнотекстовые версии коллективной монографии под ред. В.П. Макаренко «Проблемы политической философии», монографии В.П. Макаренко «Практикующие гегельянцы и социальная инерция: фрагменты политической философии М.К. Петрова», диссертации на соискание учёной степени доктора политических наук «Диалог и парадиалог как формы дискурсивного взаимодействия в политической практике коммуникативного общества» С.П. Поцелуева, а также монографии «Диалог и квазидиалог в коммуникативных теориях демократии» и статьи «"Символическая политика": к истории концепта» С.П. Поцелуева. Скачать для ознакомления можно по ссылкам ниже:

Макаренко В.П. (ред.) «Проблемы политической философии» (3,2 Мб) Скачать полнотекстовую электронную версию коллективной монографии «Проблемы политической философии» в формате .pdf

Макаренко В.П. «Практикующие гегельянцы и социальная инерция: фрагменты политической философии М.К. Петрова» (3,2 Мб) Скачать полнотекстовую электронную версию монографии В.П. Макаренко «Практикующие гегельянцы и социальная инерция…» в формате .pdf

Поцелуев С.П. Диссертация на соискание учёной степени доктора политических наук «Диалог и парадиалог как формы дискурсивного взаимодействия в политической практике коммуникативного общества» (2,5 Мб) Скачать полнотекстовую электронную версию докторской диссертации С.П. Поцелуева «Диалог и парадиалог как формы дискурсивного взаимодействия…» в формате .doc

Поцелуев С.П. «Диалог и квазидиалог в коммуникативных теориях демократии» (3,4 Мб) Скачать полнотекстовую электронную версию монографии С.П. Поцелуева «Диалог и квазидиалог в коммуникативных теориях демократии» в формате .pdf

Поцелуев С.П. «"Символическая политика": к истории концепта» (105,6 Кб) Скачать полнотекстовую электронную версию статьи С.П. Поцелуева «


Интервью В.П. Макаренко

 

Публикуем видеоинтервью В.П. Макаренко

Смотреть на YouTube Смотреть на YouTube

Скачать (455,5 Мб) Скачать


Телепередача на канале «Россия. Дон» с участием В.П. Макаренко, Ю.С. Пивоварова и И.И. Глебовой

 

Публикуем телепередачу на канале «Россия. Дон» в рубрике «Вести и интервью» с участием В.П. Макаренко, Ю.С. Пивоварова и И.И. Глебовой

Смотреть на YouTube Смотреть на YouTube

Скачать (667,4 Мб) Скачать


Два выпуска альманаха «Публичная политика»

 

Публикуем электронные версии ежегодного альманаха «Публичная политика» за 2011 и 2012 гг.

Публичная политика-2011 Скачать полнотекстовую электронную версию альманаха «Публичная политика-2011» в формате .pdf

Публичная политика-2012 Скачать полнотекстовую электронную версию альманаха «Публичная политика-2012» в формате .pdf


Грант РГНФ на тему «Моральные фреймы современных политических идеологий: опыт интегративно-когнитивистского анализа»

 

В 2012 г. исследовательский коллектив под руководством д.полит.н. С.П. Поцелуева выиграл грант РГНФ № 12-03-00401а на тему «Моральные фреймы современных политических идеологий: опыт интегративно-когнитивистского анализа». В состав коллектива, кроме руководителя проекта, вошли следующие учёные: д.филос.н., д.полит.н., проф. В.П. Макаренко, д.филос.н., доц. Т.В. Беспалова, к.полит.н. М.С. Константинов, асп. Н.В. Николаев. В 2013 г. выполнение проекта было завершено. С результатами можно ознакомиться в 3-м номере журнала «Политическая концептология» за 2012 г., а также в 4-м номере за 2013 г. в рубрике «Мораль и политика». Ниже опубликована аннотация основных результатов проекта.

 

В рамках проекта планировалась разработка и применение интегративно-когнитивистского подхода к анализу проблемы отношений морали и политики в контексте политических идеологий, сочетающего сильные стороны концептологического и деятельностно-ориентированного подходов, а также фрейм-анализа. С этой целью были критически проанализированы методологические и эвристические достоинства и недостатки основных подходов к изучению взаимоотношений морали и политики: традиционного нормативистского, деятельностно-ориентированного и концептологического. В результате сформулированы основные методологические положения и понятия интегративно-когнитивистского подхода, разработаны средства экспликации и анализа моральных фреймов, ассоциированных с базовыми концептами политических идеологий. На этой основе создана аналитическая модель «базовые концепты — ассоциированные моральные фреймы».

В соответствии с разработанной методологией, фреймы в контексте идеологии выполняют ориентационные, идентификационные, коммуникативные и трансформационные функции. Моральные фреймы, помимо отмеченных, имеют функцию мотивации политического действия. В содержательной части исследования на базе сформулированной методологии предметом анализа выступили следующие политические идеологии: либерализм, консерватизм, марксизм и социализм, феминизм, экологизм, коммунитаризм, национализм и анархизм.

В контексте истории либеральной политической мысли исследованы инвариантные элементы этического осмысления концепта свободы. С данным концептом в либерализме ассоциированы следующие моральные фреймы: признание автономии личности; индивидуализм как этический принцип соразмерности пользы человека и пользы общества; рациональность и отказ от предубеждений традиционалистского общества; скептическое отношение к религиозным установлениям; отказ от насилия над личностью как факт признания эквивалентного статуса противоборствующих сторон; толерантность — признание за каждым равных прав; этическое равенство: все обладают равными возможностями в получении благ от совместного существования; склонность к компромиссу.

Неоднородность, ситуативность, антитеоретичность консервативной идеологии и, как следствие, отсутствие в ней единства на уровне концептов и фреймов, потребовали уточнения первоначальной исследовательской модели в виде введения ещё одного уровня — уровня абстрактных принципов. В числе таковых были эксплицированы принципы традиционализма, органицизма и скептицизма. В политической философии консерватизма можно выделить не менее трёх основных концепт-фреймовых модели, истоки которых восходят к Э. Бёрку и Ж. де Местру, а также к трудам теоретиков «консервативной революции» в Германии 20–30-х гг. XX в. Все три модели объединяют свойственный большинству консерваторов метафрейм ответственности. В модели, восходящей к Э. Бёрку, ключевыми концептами являются благочестие, естественный порядок и благородная свобода, с которыми ассоциируются моральные фреймы ответственного отношения к любым политическим действиям, ограниченности человеческой свободы традицией и обществом и т. д. Традиционалистская модель Ж. де Местра основана на концепте деятельного христианства и потому ограничивает свободу религиозными нормами, отказывает обществу в праве на «брожение людских умов» и признаёт божественную природу верховной власти. В трудах теоретиков «консервативной революции» ответственность преломляется сквозь призму поражения Германии в Первой мировой войне и Ноябрьской революции 1918 г., поэтому направлена не на сохранение status quo, но на революционное восстановление справедливости по отношению к исторически сложившемуся целому — народу-нации. Кроме этих двух концептов, для данной модели характерно представление о социализме как трудовом служении своему народу. Фреймы, ассоциированные с данными концептами и метафреймом ответственности приобретают соответствующую специфику, по отношению к фреймам двух других моделей: решительность, самодисциплина, самопожертвование и т. д.

Моральный фрейм, лежащий в основе марксистской и социалистической идеологии, обнаруживает парадоксальное единство классовой и общечеловеческой моральной перспективы. С одной стороны, в основе классического марксизма лежит неприятие - с точки зрения общечеловеческой морали - капиталистической общественной и экономической системы как «отчуждения человека». С другой стороны, классический марксизм и большевизм отвергали «вечные моральные истины» как идеологическую ложь. Однако отрицание общечеловеческой морали вело марксистов к «иезуитству» как следствию несерьезного отношения к общим моральным «правилам игры» во взаимоотношениях с «буржуазными» партиями. Это отчетливо проявилось в полемике по проблеме революционного террора, имевшей место между К. Каутским и Л. Троцким. Несовместимость раскрытых в ней моральных фреймов раскалывает марксистскую доктрину на две идеологии: консервативно-революционный по своим истокам большевизм и либеральную по своим интенциям социал-демократию.

В контексте истории феминизма проанализирована эволюция базовых концептов («равенство» и «различие») и ассоциированной с ними системы фреймов: от экспликации и критики фреймовых различий между полами и требований равенства, аргументируемых моральным и интеллектуальным тождеством мужчин и женщин, – к анализу гендерных отличий в моральном развитии и требованиям перестройки всей системы общественных отношений на принципах учёта этих различий или их нивелирования. Особое внимание уделено этике заботы как составной части современного феминизма и тем моральным фреймам, которые предлагает эта концепция: «мягкости», «заботливости», «коммуникативности», «эмоциональности», «нежеланию причинять боль» и др., приписываемым женщинам и изменяющим представления потенциальных сторонников этой идеологии о её носителях.

Основными концептами экологизма определены человек и природа, его суперфреймом — «экофильность» (как форма проявления любви человека к самому себе и своему планетарному дому). С ними ассоциированы моральные фреймы: экологическая мудрость, экологическая совесть, экологическая справедливость, экологическая ответственность, экологическая свобода и другие. Основным противоречием экологической этики является противопоставление интересов человека и природы, столкновение представлений о должном и реальном во взаимоотношениях человека с природным миром.

В анализе коммунитаризма особое внимание уделялось концептам «сообщество» и «братство» как источникам моральной мотивации политического действия. С ними ассоциированы метафреймы «солидарности» и «добродетели», а также моральные фреймы «привязанности», «доброжелательности», «ответственности за общую судьбу» и др.

В процессе анализа фреймов анархизма выявлены моральные источники критики государства представителями этой идеологии. Ключевыми концептами в анархизме выступают «личность» и «государство», а также отношения между ними. С этими концептами в рамках данной идеологии ассоциирован моральный суперфрейм «самостоятельность», а также фреймы «личная свобода», «солидарность», «плюральность и критичность» и др., приписываемые теоретиками анархизма его сторонникам.

В анализе национализма особое внимание уделялось концептам «нация» и «patria». В связи с этим эксплицированы моральные фреймы «самопожертвования», «гордости как чувства национального достоинства», «преданности как верности и лояльности», «ответственности за общую национальную судьбу» и др.

Во всех рассмотренных идеологиях моральные фреймы представлены в качестве ключевых источников мотивации политической деятельности, целью которой является реализация ценностей, декларируемых в идеологических концептах. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу российских и зарубежных ученых-исследователей по проблемам политической теории, социальной и политической философии, истории, социологии, экономической теории и правоведению; членам Государственной Думы и Законодательных собраний субъектов Российской Федерации; должностным лицам администраций различных уровней, преподавателям, аспирантам, студентам. Проект выполнен на 100%.


Круглый стол "Концепт катастрофы и российская реальность"

 

В Ростове в ДГПБ прошли научные встречи: круглый стол, посвященный вопросам политической концептологии, и диспут на тему "Концепт катастрофы и российская реальность". В студии организатор встречи - руководитель центра политической концептологии ЮФУ Виктор Павлович Макаренко и один из ее участников - доктор философских наук, профессор ВШЭ Владимир Натанович Порус. Ведущая - Евгения Наумова.

Смотреть на YouTube Смотреть на YouTube

Дата размещения информации: 20.07.2012 г.; дата обновления информации: 25.12.2021 г.